Доменное пр-во
Электрометаллургия
Конвертерное пр-во
Разливка стали
Популярные материалы

Зазоры между матрицей и пуансоном

Зазоры имеют большое технологическое значение в процессе резки листовых материалов как относительно качества поверхности среза, так и относительно сопротивления срезу и влияния на стойкость штампов. Заусенцы и дефекты поверхности среза возникают в результате неравномерного распределения зазора по периметру и при затуплении режущих кромок пуансона и матрицы.

На рис. 8.4 изображена схема образования заусенцев в результате значительного затупления режущих кромок. При затуплении режущих кромок пуансона заусенцы образуются на вырезающейся детали (рис. 8.4, а). При затуплении матрицы заусенцев возникают вокруг пробитого отверстия (рис. 8.4, б). Наконец, если затупились и матрица, и пуансон, заусенцы образуются и на детали, и вокруг отверстия на материале (рис. 8.4, в).

Образование заусенцев при затуплении режущих кромок
Рисунок. 8.4. Образование заусенцев при затуплении режущих кромок

Необходимо указать, что незначительное притупление режущих кромок (r = 0,05 ÷ 0,1 мм) в случае вырубки из стали толщиной более 1 мм не вызывает появления заусенцев и повышает устойчивость штампа. Так, при чистовой вырубке с зазором 0,01 мм, а также при зачистке рекомендуется искусственное притупления режущих кромок матрицы. Такое же притупление рекомендуется в режущих кромках пуансона, работающий в паре с твердосплавкой матрицей. При вырубке тонких материалов притупления режущих кромок недопустимо.

Многообразие производственных условий и различия предлагаемых к деталям требований по чистоте среза и точности размеров не позволяют установить единую величину зазора, равно пригодную для всех случаев штамповки.

Примерные величины односторонних зазоров приведены в табл. 8.3. Разница в величине зазоров для различных материалов (за исключением алюминия и высоко углеродистой стали) сравнительно невелики, к тому же она практически перекрывается колебаниями допусков на изготовление пуансонов и матриц. Поэтому для практического пользования следует применять значения зазоров без разграничения по роду материала. В процессе эксплуатации и износа рабочих частей штампов зазоры увеличиваются и становятся более приведенных в таблице.

При штамповке материалов толщиной менее 0,2 мм практически применяют беззазорные штампы. В этом случае рабочий контур незакаленного пуансона получат прошивкой его через закаленную матрицу. При пробивке мелких отверстий (d <0,5 S) зазоры берутся от 0,01 до 0,015 S.

Основные правила направления зазоров:

  • 1. При вырубке наружного контура зазор берется за счет уменьшения размеров пуансона. Размер матрицы принимается равным наименьшему предельному размеру детали.
  • 2. При пробивке отверстий зазор образуется за счет увеличения размеров матрицы. Размер пуансона берется равным наибольшему предельному размеру отверстия.

Таблица 8.3. Рекомендуемые величины односторонних зазоров для разных случаев штамповки

Область примененияТолщина материала, ммОдносторонний зазор в % от S
Обычная вырубки и пробивка сталидо 0,2
0,3 - 3,0
3 - 10
10 - 20
0 (без зазора)
5 - 8
8 - 10
10 - 12
Пробивка отверстий с гладкими стенкамиДо 3
3 - 10
10 - 20
2 - 4
4 - 6
6-8
Вырубка и пробивка алюминияДо 3
3 - 10
2 - 4
4 - 6
Вырубка и пробивка нержавеющей стали 12Х18Н10Т и 12Х18Н9ТДо 3
3 - 10
0,02 - 0,03 мм
0,04 - 0,05 мм
Вырубка и пробивка электротехнической стали Э1100-Э2200 и Э3100 - Э33000,55 - 8
Штамповка на быстроходных прессахДо 36 - 10
Вырубка довольно крупных деталей из тонколистового металлаДо 28-10
Чистовая вырубка (с ударением и поперечной осадкой)До 10≤ 0,01 мм
(0,5 ÷ 1%) S
Чистовая вырубка мелких деталей типа гаек из толстого материалаСв. 61

Источник [1] → список литературы.


Вернуться в начало раздела: Обработка металла давлением (ОМД)
Вернуться на главную: Черная металлургия