Доменное пр-во
Электрометаллургия
Конвертерное пр-во
Разливка стали
Популярные материалы

Утилизация автомобильного металлолома

Использование металлургических технологий для утилизации вышедших из строя автомобилей является неотъемлемой частью современного сталеплавильного производства. Ежегодно в мире производится не менее 50 млн. автомобилей, и если принять, что в среднем автомобиль весит 1200 кг, то окажется, что ежегодно более 60 млн. т материалов расходуется на их изготовление. Сроки эксплуатации автомобилей непрерывно сокращаются, и современный мир столкнулся с проблемой повторного использования (рециклинга) этих материалов.

Еще несколько лет назад данная проблема не очень интересовала нашу страну. Но в последние годы ситуация изменилась. На полную мощность работают автозаводы в Тольятти, Нижнем Новгороде, Набережных Челнах и др.; значительное количество автомобильной техники приобретается за рубежом. Решая возникшую проблему рационального использования и утилизации автомобильного металлолома, необходимо учитывать опыт, накопленный по этой проблеме за рубежом.

В зависимости от конструкции автомобиля и технологии его изготовления он состоит на 60—80 % из железа, остальное — другие материалы, также требующие утилизации.

Материалы, используемые при изготовлении автомобиля, содержатся в следующих его деталях.

Латунь — радиатор, части водяного насоса, теплообменник отопления, вентили теплообменника, втулки.

Резина — шины, камеры, элементы подвески, уплотнения, коврики для ног, опоры педалей, приводной ремень, амортизаторы.

Железо — кузов, моторный блок, детали мотора, коробка передач, приводной вал, оси (валы), подвески колес, пружины (рессоры), амортизационные стойки, детали тормозов, панели, части выхлопной трубы, дверная и оконная механика, рамы сидений, шарикоподшипники, детали крепления, резервуары.

Свинец — батареи и балансиры.

Алюминий — моторный блок, головки цилиндров, корпус коробки передач, пружины, декоративные накладки, навесные детали мотора.

Медь — кабели, стартер, генератор, катушка зажигания, мотор нагревателя, мотор вентилятора, мотор стеклоочистителя, стеклоподъемник, переключатели, провода.

Цинк — корпуса навесных деталей мотора, ручки дверей, рукоятки стеклоподъемников, детали замков, рамка стекла заднего вида.

Стекло и керамика — остекление, зеркала, лампы, монолит катализатора, фарфоровые изоляторы.

Пластмассы — обивка из искусственной кожи, люк в крыше, приборная доска, детали системы отопления, обивка сидений, изоляционные материалы, решетка радиатора, наружная облицовка, колпаки колес, вкладыши колес, корпус зеркала, задние фонари, планки боковой защиты, отражатели, электроизоляторы, корпус воздушного фильтра, корпус батареи, решетка вентилятора, обтекатель.

Текстильные материалы — обивка сидений, коврики, изоляционные материалы, обивка салона.

Технические жидкости — моторное масло, трансмиссионное масло, жидкость для автоматики, тормозная жидкость, масло для гидравлических систем, жидкость для кондиционера, жидкость для стеклоомывателя, кислота для батарей, топливо.

На создание среднего автомобиля расходуется не менее 50 разных материалов и не менее 10 тыс. отдельных деталей.

Последовательность операций при переработке автомобилей на металлолом:

  • удаление технических жидкостей;
  • извлечение поношенных запасных частей;
  • сбыт их мастерским и частным клиентам;
  • извлечение пригодных деталей для переработки на смежных предприятиях автомобильной промышленности до качества новых деталей;
  • извлечение старых шин для дальнейшей переработки;
  • извлечение старых аккумуляторов для рециклинга;
  • извлечение пластмассовых частей для повторного использования или для утилизации;
  • сдача остатка корпуса на шредерное предприятие.

В заключение на предприятии-реализаторе образуются остатки кузовов, которые пакетируются на специальных пакетировочных прессах, а затем прессованные остатки кузовов поставляются для дальнейшей обработки на шредерные' установки.

Шредерная обработка заключается в измельчении всех остатков автомобиля на куски размером 5—15 см.

Материал, прошедший шредерную обработку, состоит из кусков размером 5—150 мм. В дробленом материале содержится в среднем -64 % железа и 6 % цветных металлов. Остальные 30 % — это смесь, состоящая из 30—40 различных синтетических материалов, текстиля, стекла, резины, дерева, ячеистых материалов, грязи, остатков лака и обломков металла. Чтобы металлолом очистить от этих материалов, используют пневматическую очистку, для проведения которой как во время, так и после шредерной обработки металлолом очищают сильным потоком воздуха.

Пыль и неметаллические обломки, которые отсасываются при такой обработке, большей частью удаляются потоком воздуха. Далее в ленточных барабанах проводится отделение инертных материалов, таких, как песок и стекло. Остается легкая шредерная фракция, которая в основном состоит из искусственных материалов.

Сталь и железо, являясь магнитными, могут быть легко удалены из металлолома. К регенерации цветных металлов (путем сортировки) предъявляют высокие технические требования, в первую очередь по алюминию, меди, цинку. Для их сортировки используют установки падающей воды, в которых в растворе с высокой плотностью (например, ферросилициевая пульпа) всплывают легкие материалы, а более тяжелые опускаются вниз. На следующей ступени процесс повторяется в еще более тяжелой жидкости. Этот метод практичен, но связан с большим расходом воды.

В последние годы разрабатывают методы сортировки без образования сточных вод, с высокочастотной сепарацией цветных металлов из металлолома.

Использование материалов после шредерной обработки имеет свои особенности и зависит от их природы. Так, черные металлы при шредерной обработке и магнитном отделении можно без проблем отделить от других материалов.

Из-за высокой чистоты и высокой насыпной массы шредерный лом является предпочтительным сырьем для производства стали. С этим ломом удобно работать при введении его (ссыпании из бункеров) в сталеплавильные агрегаты по ходу плавки. Однако при этом следует иметь в виду, что полностью медь, которая содержится в старом автомобиле, выделить трудно. Стальной лом после шредерной обработки не должен содержать больше 0,06 % меди. Фактически же сталеплавильные цехи часто получают разделанный на шрединг-установках автомобильный лом, содержащий около 0,25 % Cu

Страница 4 из 4. Вернуться на первую >>

Источник [6] → список литературы.

Читайте также:

Вернуться в начало раздела: Охрана природы и ресурсосбережение в металлургии
Вернуться на главную: Черная металлургия