Доменное пр-во
Электрометаллургия
Конвертерное пр-во
Разливка стали
Популярные материалы

Чугуновозные ковши (чугуновозы) их типы, устройство и футеровка

Чугуновозные ковши по форме разделяют на следующие типы:

  • конические;
  • грушевидные;
  • сигарообразные.

Коническая форма, рассчитанная на грузоподъемность 60—80 т, менее рентабельна с точки зрения сохранения тепла, ковши такой формы имеют большие потери чугуна. Чугуновозы грушевидной формы имеют грузоподъемность 100—140 т и в настоящее время являются наиболее распространенными. Сигарообразные ковши предназначены для транспортировки чугуна в жидком виде на относительно далекие расстояния.

Чугуновозные ковши грушевидной формы и их устройство: состоят из чаши 7, рамы 8 с автосцепками 9 и ходовых тележек 2 чаша выполнена в виде сварного кожуха из листового металла толщиной 24 мм. Корпус ковша цилиндрический, имеет сферическое или плоское днище и конусообразную съемную горловину 1 с эллиптическим отверстием. К средней наружной части кожуха прикрепляют (диаметрально по ходу ковша) две щеки 5, имеющие цапфы 4, 6 и две лапы 3. Боковые цапфы 6 служат для опоры чаши на раму тележки, центральная 4 — для съема чаши с тележки. Лапы 3 служат для опоры чаши на стенд в случае кантовки ковша на разливочной машине при сливе чугуна. Чашу футеруют огнеупорным шамотным кирпичом толщиной до 230 мм (в два оката по 115 мм). Между футеровкой чугуновозного ковша и телом чаши делают асбестовую теплоизоляционную прокладку.

Чугуновоз УЗТМ емкостью 100 т
Рисунок 1. КЧугуновоз УЗТМ емкостью 100 т

В нашей стране практикуется упрочнение кладки путем науглероживания кирпича непосредственно в ковше после его футеровки.

В практике зарубежных заводов для футеровки чугуновозных ковшей применяют керамические упрочняющиеся кремнекислые массы на базе песков и кварцита (>90% SiO2). Массы утрамбовывают по шаблону или наносят методом торкретирования.

В днище чаши делают отверстие для выхода влаги при сушке и первом наливе ковша. Снизу чаши делаются два приспособления, состоящие из проушин Юс валиком 11, для кантовки чаши при помощи крюка кантовочной лебедки. Раму чугуновоза изготовляют из двух лафетов, соединенных гнутыми сварными балками 12с закрепленными на них стойками для опоры чаши.

Ходовые тележки двухосные для нормальной железнодорожной колеи (1524 мм), с давлением на ось до 390 т. Применение тележек такой мощности уменьшает длину чугуновозного ковша, увеличивает его емкость, приходящуюся на единицу длины (расстояние между автосцепками), и уменьшает длину желобов на литейном дворе. Тележки чугуновозов снабжены автосцепками 9.

Чугуновозный ковш
Рисунок 2. Чугуновозный ковш
а — сигарообразный; б - миксерный (емкость 150 т)

Чугуновозы сигарообразной формы (рис. 2, а) и миксерного типа (рис. 1, б) устанавливают на двух платформах, закрепленных на четырех двухосных ходовых тележках. На одной из платформ монтируют механизм вращения ковша. Грузоподъемность таких ковшей достигает 600 т. Эксплуатация их требует специальных устройств для слива. Ковши этого типа применяют в зарубежной практике для перевозки чугуна на заводы, не имеющие доменного передела, на расстояние 20—30 км и более. Доказана возможность перевозки жидкого чугуна на расстояние свыше 300 км по путям общего назначения. Впервые такие перевозки были осуществлены в 1928 г. в Англии между заводами в Гамильтоне и Мидлтоне на расстояние 19 км в ковшах емкостью 175 т.

В настоящее время перевозка жидкого чугуна практикуется в России, Англии, Франции, Бельгии и других странах.

Температура в миксерных чугуновозных ковшах достигает 1250—1300 °С. Согласно теоретическим расчетам, среднее понижение температуры жидкого чугуна в чугуновозе составляет 5 °С/ч. Особое внимание обращают на качество и состояние огнеупорной футеровки, рабочий слой которой делается из алюмосиликатного кирпича (до 65% Al2O3) или из силлиманита (42% Al2O3). Рабочий слой кладки составляет 260 мм. За ним находится предохранительный слой футеровки 110 мм. Между ним и корпусом ковша помещают изоляционный слой из низкоплотного материала толщиной 40 мм.

Центральную часть чугуновоза вьполняют цилиндрической, что позволяет заливать максимальное количество чугуна при габаритных размерах, удовлетворяющих требованиям стандарта, и иметь минимальные тепловые потери. Для уменьшения этих потерь наружную часть чугуновозного ковша защищают листами толщиной 25 мм, что обеспечивает температуру наружной поверхности корпуса не более 80 °С.

Скорость движения поезда с чугуновозами 40 км/ч; состав поезда комплектуют из 3—4 ковшей.

Источник [3] → список литературы.

Читайте также:

Вернуться в начало раздела: Доменное производство чугуна
Вернуться на главную: Черная металлургия