Доменное пр-во
Электрометаллургия
Конвертерное пр-во
Разливка стали
Популярные материалы

Шлаковозы - устройство и характеристика шлаковозных ковшей

Шлаковозы служат для транспортировки жидкого шлака на шлаковый отвал или грануляционные установки.

В проектах современных печей применение ковшей ограничено в связи с сооружением гранулирующих устройств непосредственно около литейных дворов.

Шлаковоз
Рисунок 1. Схема шлаковоза с ковшом емкостью 16,5 м3

Существующие типы шлаковозов различаются емкостью чаши (11; 16,5 м3), устройством механизмов опрокидывания и конструкциями некоторых деталей.

В практике отечественного доменного производства эксплуатируются ковши типа «Поллок», механизированные Стальпроектом и ДЗМО (Днепропетровским заводом металлургического оборудования). Ковши, механизированные Стальпроектом, изготавливают в двух вариантах в зависимости от емкости: 11 и 16 м3 при угле поворота 116° и мощности двигателя механизма опрокидывания 28 кВт. Для шлаковозов, механизированных ДЗМО, эти параметры соответственно составляют: емкость 16,5 м3, угол поворота 116° и мощность двигателя 22 кВт.

Наиболее распространенный тип шлаковоза ДЗМО, состоящий из ковша (чаши) 6, опорного кольца 4, рамы 7, ходовых тележек 3 и механизма опрокидывания 7. Чаши эллиптической формы (стальные, нефутерованные) лапами 2 опираются на кольцо. Для точной фиксации чаши на лапах имеются впадины, а на опорном кольце — выступы. При опрокидывании чаши во время слива шлака она удерживается в опорном кольце упорами 5, шарнирно закрепленными в опорном кольце и входящими в пазы приливов ковша. Во время кантовки рама ковша закрепляется за рельсовый путь клещевыми захватами 8. Опорное кольцо также стальное, литое с проемами для лучшего охлаждения чаши.

Схема механизма опрокидывания ковша
Рисунок 1. Схема механизма опрокидывания ковша

Механизм опрокидывания ковша состоит из электродвигателя 1, передающего вращение винтом 2, вдоль которого двигаются гайки 3, закрепленные в траверсе 4. Средняя часть траверсы имеет отверстие с вкладышем. Консольная ось 5 опорного кольца входит в отверстие траверсы, которая поступательно вращается при вращении винтов. Опорное кольцо с чашей совершает прямолинейное поступательное движение и вращение вокруг оси бегунов 6.

Кольцо составляет одно целое с бегунами, а зубчатые сектора 7 напрессовываются на цапфы. Направляющие лафета 8 служат для перемещения бегунов, а зубчатые сектора 7находятся в сцеплении с рейками 9, что обеспечивает поступательное перемещение и поворот кольца с чашей. Ранее применявшиеся ковши без механизма опрокидывания, например шлаковозы «Дюгерста», имели более простую конструкцию, но требовали дополнительных механизмов для опрокидывания чаши — железнодорожных паропутевых кранов, усложняющих эксплуатацию шлаковозного парка. Шлаковозы снабжаются автосцепами и пневматическими тормозами.

Источник [3] → список литературы.

Читайте также:

Вернуться в начало раздела: Доменное производство чугуна
Вернуться на главную: Черная металлургия