Доменное пр-во
Электрометаллургия
Конвертерное пр-во
Разливка стали
Популярные материалы

Желоба для выпуска чугуна и шлака

Желоба для выпуска чугуна и шлака отливают из чугуна и делают различной длины и формы в зависимости от места установки на литейном дворе. Сечение их зависит от максимального количества чугуна и шлака, проходящего через них в единицу времени в период выпуска. По назначению желоба разделяют на чугунные и шлаковые. Основное их различие заключается в том, что чугунные желоба футерованы огнеупорным кирпичом, специально приготовленными углеродистыми блоками и другими термостойкими материалами. Заправку желобов производят обычно желобной массой, изготовляемой по определенной технологии и рецептуре.

В зарубежной практике применяют желоба, изготовленные на бетонной основе, футерованной кирпичом и заправленной слоем углеродистой массы толщиной 100 мм. Масса предохраняется от окисления глиноземистым песком и просушивается газовыми горелками. Смолосодержащие компоненты при этом прококсовываются и придают массе необходимую прочность. Применяют также футеровки по бетону, состоящие из коксовой мелочи и цемента. Уклон желобов принимается равным для чугунных 5-6%, для шлаковых 6—7%. Желоб, соединяющий чугунную летку с так называемым «скиммером» — чугунной плитой (сифоном), установленным для разделения чугуна и шлака, называется главным желобом, или «горновой канавой».

Сечение и длина главного желоба значительно больше остальных желобов. Он является наиболее ответственным участком в общей схеме желобов. Наиболее распространенной конструкцией его является Г-образный желоб, рассчитанный на более полное отделение чугуна от шлака во время выпуска за счет увеличения его емкости.

Отсечное устройство для чугуна и шлака
Рисунок 1.Отсечное устройство для чугуна и шлака (а) и с центральным пневматическим приводом (б)

Скиммер горновой канавы не доходит до ее дна на 200—300 мм. Шлак, имеющий меньший удельный вес, чем чугун, задерживается им и отводится через шлаковые желоба в ковши или грануляционную установку. Чугун, проходящий под скиммером, попадает в распределительную коробку и, переливаясь через так называемый перевал, создаваемый конфигурацией установленного за горновой канавой желоба, поступает в чугунные желоба.

Шлаковые желоба не футеруют и не заправляют, их подсыпают мелким сухим шлаком для предупреждения приварки к ним чугуна, могущего попадать в желоба вместе со шлаком. Поэтому на магистралях шлаковых желобов делают специальные копильники — ловушки для улавливания чугуна и его отстоя. Желоба оборудуют отсечным устройством для распределения чугуна и шлака по ковшам во время выпуска (рис. 1, а). Устройство это состоит из лопаты 1, держащей песок со стороны хода чугуна или шлака, цепи 2, прикрепленной к лопате, и головки рычага 3, вращаемого вручную. Ось вращения рычага укреплена на швеллере, соединяющем стойки 4, укрепленные в фундаменте желобов. Вариант дистанционного управления от центрального пневматического привода показан на рис. 2, б.

Качающийся желоб с электрическим приводом
Рисунок 1. Качающийся желоб с электрическим приводом

Рост производительности доменных печей привел к увеличению емкости чугуновозных и шлаковозных ковшей, а также к разливке продуктов плавки через желоба новых конструкций, с разделением их на стационарные и подвижные. Новый способ так называемой «одноносковой» разливки чугуна значительно сократил длину постановочных путей, а вместе с этим и размеры литейных дворов.

Желоба по своей конструкции и принципу действия разделяют на передвижные, поворотные с роликовой дорожкой внизу и вверху, качающиеся и с вращающимися распределителями-копильниками, оборудованными двумя носками.

Передвижные желоба в связи с повышенной потерей чугуна во время передвижки так же, как и желоба с копильниками, в которых наблюдался большой износ футеровки, распространения не получили. Читать далее >>

Источник [3] → список литературы.

Читайте также:

Вернуться в начало раздела: Доменное производство чугуна
Вернуться на главную: Черная металлургия